Вы находитесь на старом сайте университета. Перейдите на новый официальный сайт www.asmu.ru!








Социально-психологическая служба

 Психолог помогает человеку только помочь самому себе.

К. Роджерс


Современный подход к высшему образованию включает в образовательный процесс не только обучения и воспитания, но и социально-психологическую поддержку личности.

В 2011 году в рамках нашего университета создана Социально-психологическая служба. СПС входит в структуру управления воспитательной, внеучебной и социальной работы. Деятельность социально-психологической службы регулируется нормативно-правовыми актами такими как:

· Конвенция ООН о правах ребенка

· Конституция РФ;

· Закон РФ «Об образовании»;

· Положение о социально-психологической службе АГМУ

· Этический кодекс Российского Психологического Общества

В структуру СПС вошли: кабинет психологической помощи, где прием ведет психолог Разукова Эльвира Дмитриевна  (Подробнее).

А также при необходимости консультационную помощь оказывает врач-психотерапевт поликлиники и кафедра психиатрии АГМУ.

Основные направления деятельности СПС:

  • обеспечение психического и психологического здоровья студентов АГМУ
  • организация психологической поддержки студентов через создание благоприятных социально-психологических условий
  • содействие успешной социально-психологической адаптации к условиям вуза и жизни в общежитиях
  • оказание психологической помощи в формировании у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию
  • формирование благоприятного социально-психологического климата и психологической культуры в студенческом сообществе
  • оказание социальной поддержки студентам, нуждающихся в соц.защите (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; молодые семьи; молодые одиноркие мамы)

 

Работа психологической службы направлена на оказание помощи студенту в его семье, социальной среде, в коррекции его межличностных отношений и внутриличностного статуса. При выборе психологической технологии в социально-психологической работе психологом учитывается и рассматривается своеобразие восприятия личности, ее индивидуальность, взаимоотношения и взаимодействие с окружающим социумом, ее потенциальные возможности и изменения, развитие рефлексивности т.е. акцентируется внимание на силе личности, а не на ее слабости.

 

Как показывает опыт практической работы, важное место среди эмоциональных и поведенческих нарушений у студентов в поликультурной среде нашего университета занимают проблемы общения.

Вынужденный отъезд и жизнь в чужой культуре почти всегда включают события разной степени экстремальности в количестве, достаточном для того, чтобы вызвать физиологический и психологический стрессы. С целью профилактики данных стрессов на действующем этапе существования многонационального состава студентов нашего университета возникла необходимость внедрения технологии диагностики социально-психологических рисков. Диагностика помогает определить особенности студентов-иностранцев, особенность системы их отношений в поликультурной образовательной среде, а так же выявить возможные социально-психологические риски и реализовать программы по их снижению или предотвращению. Ежегодно с 2012г данное анкетирование проходят все студенты иностранцы при заселении в общежития. Рекомендована и введена социально-психологической службой дисперсная модель социальной адаптации, которая предполагает меньшую консолидацию среди студентов- иностранцев, их рассеянное размещение, максимальное включение в общественное устройство и жизнь студенческих общежитий. Такая модель помогает иностранным студентам быстрее овладеть русским языком, принять основные нормы и ценности, соблюдать законы и проявлять уважение к традициям нашей страны

Аналогичное (адаптированное для ребят нашего региона) анкетирование проходят при вселении в общежития и студенты – граждане РФ. Одновременно с анкетированием по выявлению социально-психологических рисков, проводится в индивидуальном порядке с каждым вновь прибывшим студентом, психодиагностика, которая позволяет увидеть направленность студента на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. При этом используются такие диагностические методики, как:

· методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела;

· методика диагностики психических состояний и свойств личности Люшера;

· методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С.Деллингера,

· опросник « Мой выбор».

 

Результаты позволяют создать психологически комфортные условия для проживания студентов-первокурсников.

Большое внимание уделяется работе с родителями студентов — первокурсников. В процессе встреч обсуждаются индивидуальные особенности студента, особенности внутрисемейных отношений, обсуждаются возможные причины возникновения конфликтных ситуаций в период адаптации первокурсников, также проводятся беседы, направленные на понижение тревожности не только самих первокурсников, но в большей степени их родителей, которых волнует вопрос самостоятельного проживания студента.

В целях профилактики дезадаптации психологом СПС проводятся еженедельно профилактические беседы с представителями студенческих органов самоуправления АГМУ.

Успешность адаптации студентов в условии проживания в общежитиях во многом определяется психологическим состоянием и настроением не только самих студентов, а также педагогических работников и работников администрации общежитий, с которыми так же проводится информационно-просветительская работа в течение года.

Наряду с осуществлением работы по профилактике дезадаптации студентов СПС осуществляет ряд диагностических работ по изучению отношения ребят к собственному здоровью, отношения студентов к употреблению психоактивных веществ, табака, алкоголя. Полученные результаты позволяют увидеть реальность отношения студентов к сохранности своего здоровья и позволяют СПС выработать дальнейшую стратегию работы по профилактике аддиктивного поведения. При разработке программы по профилактике ЗОЖ, важное значение имеет взаимное сотрудничество СПС с общественными организациями такими как: МИЦ «Жизнь без наркотиков»; АКЦПБ со СПИДом(СПИД-центр). Благодаря организованной совместной работе у студентов АГМУ появилась возможность получить актуальную информацию о вреде употребления тех или иных веществ. Информирование происходит через организацию уголков здоровья, через интерактивные способы трансляции видеофильмов, профилактических лекций. Для доступности информации на сайте нашего ВУЗа СПС разместила дополнительные контактные телефоны и адреса оказания помощи бесплатных консультационных кризисных центров, телефонов доверия, центров в системе здравоохранения по Алтайскому краю.

Студенты — это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья.

 

С мая 2013, 2014г проводится исследование, целью которого является оперативная оценка самочувствия, активности и настроения. В исследовании принимают участие студенты АГМУ разных курсов.

Одновременно проводится ежегодное дополнительное тестирование по определению госпитальной шкалы ситуативной и личностной тревожности, оценка уровня депрессии. Полученные результаты в дальнейшем рассматриваются на совместных заседаниях СПС и преподавателей – кураторов и в результате совместной работы планируется коррекционная деятельность по возникшим проблемам. Меры предпринимаемые по профилактике стрессовых состояний оказывают реальную помощь студентам в период сдачи сессии.

В релаксационных целях проводятся арт-выставки и выставки прикладного мастерства. Так же с мая 2012г и по настоящее время в весеннее-летний период организовываются на базе общежитий творческие площадки для ландшафтного дизайна.

При всем многообразии запросов психологического сопровождения студентов одним из важных запросов является профилактика и урегулирование конфликтных ситуаций.

 

В разрешении конфликтных ситуаций успешно зарекомендовала себя такая процедура примирения, как «Стол переговоров». В процессе урегулирования ситуации конфликта ребята осуществляют большую работу по изменению собственных установок, собственного поведения. Овладевают эффективными навыками успешной коммуникации.

С целью психологического просвещения в кабинете психолога сформирована небольшая библиотека с доступным использованием накопленного материала.

Жизнь наполнена событиями разного характера и психологическая помощь, оказываемая студенту, полезна и эффективна не только в случаях кризисного взаимодействия.

Большое внимание уделяется Социально-психологической службой в направлении социальной работы (оказание информационно-просветительской помощи и поддержки льготной категории студентов: сироты; оставшиеся без попечения родителей; молодые одинокие мамочки; инвалиды; молодые семьи; и т.д)

За период работы Социально-психологической службы статистический анализ выполнения основных направлений деятельности, результативности работы по каждому из направлений, количества обращений студентов за психологической помощью тенденции к снижению востребованности СПС не выявил

 

Контактные данные:

656038, Барнаул,

ул.Чкалова — 36, каб. № 116,

общежитие №3 АГМУ.

 Режим работы:

Понедельник-пятница — 9-00 — 18-00

Обед: 12-00 — 12-45

Дополнительные адреса помощи

Официальный сайт Алтайского государственного медицинского университета

Министерство здравоохранения Российской федерации      Министерство образования и науки Российской федерации