Вы находитесь на старом сайте университета. Перейдите на новый официальный сайт www.asmu.ru!

 

Сведения о вузе








Медицинский университет занимает достойную позицию в регионе и среди профильных вузов России

12 апреля 2017

«За прошедший год сделано много», — так оценил работу вуза ректор и рассказал, чем гордится коллектив медуниверситета. 

Участие и положение университета в различных рейтингах является одним из самых значимых показателей уровня его известности и признания как среди потребителей образовательных услуг, так и в экспертном сообществе. АГМУ не так давно вошел в списки основных рейтингов российского и международного уровней и уверенно удерживает заметное место среди 47 медицинских вузов. Так в рейтинге РА «Эксперт» он уже третий год находится в верхних строчках второй десятки лучших, занимая 14 место,  а по востребованности вузов (проект «Социальный навигатор») замыкает первую десятку.   

В 2016 году вуз выполнил все показатели Министерства образования и науки России по мониторингу эффективности вузов, причем с превышением установленного порогового значения. Особенно впечатляющими в сравнении в предшествующим периодом стали достижения в сфере международной (+70,1%) и научно-исследовательской деятельности (+20,6%). 

Медуниверситет в системе школьного образования  

В образовательной деятельности вуза все более заметное место занимает довузовская подготовка – этот общероссийский тренд особенное значение приобретает именно для профильного медицинского образования. Созданный Институт довузовского образования ищет и внедряет новые способы профориентации среди школьников. Уже 28 школ заключили с АГМУ  договоры о развитии системы профильного обучения, действуют проекты «Своя школа» и «Университетские субботы», работают клубы «Будущий медик», «Врачи ХХI века». 

 

Медуниверситет активно ищет своих абитуриентов в крае и за его пределами с помощью выездных приемных комиссий: в 2016 году в вуз поступили 252 человека по результатам работы десяти выездных приемных комиссий в районах и городах Алтайского края и Республики Алтай, а также в странах ближнего зарубежья.

Для подготовки к поступлению вуз предлагает различные формы обучения, в том числе и для иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья (только в прошлом году их количество достигло 300 человек).  

Строгий отбор на приеме  

В 2016 году вуз впервые предъявил более высокие требования по качеству подготовки абитуриентов, поступающих по целевым направлениям (не ниже 190 баллов). В итоге суммарный средний балл ЕГЭ по бюджетному и целевому набору стал самым высоким среди вузов Алтайского края — 70 баллов (против 66,7 в 2015 г.), а на педиатрическом и фармацевтическом факультетах средний балл ЕГЭ у поступивших дошел до 80 баллов.

Несмотря на строгий отбор, количество абитуриентов не уменьшилось, а количество первокурсников выросло. В 2016 году университет впервые превысил тысячную планку приема: первокурсниками стали 1162 студента.  При этом он занял и держит лидирующую позицию среди медвузов России по уровню подготовки медицинских кадров по целевой форме обучения 72,4%, а по специальности «Педиатрия» — около 80%. 

Медицина на двух языках  

В 2016 году АГМУ вышел на рынок образовательных услуг дальнего зарубежья, осуществив масштабный прием абитуриентов из стран дальнего зарубежья Индии, Ирака, Египта и других. Количество иностранцев на очной форме обучения в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось с 487 до 712 человек из 14 стран мира. Вуз первым в Алтайском крае и среди медуниверситетов за Уралом начал реализацию учебных программ с использованием английского языка в качестве языка-посредника на новом факультете иностранных студентов.

 

Открытие факультета иностранных студентов стало своевременным шагом. Согласно принятой в 2017 году Стратегии развития медицинских и фармацевтических вузов в Российской Федерации с 2017 до 2025 года, профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского вуза должны обладать высоким уровнем знания английского языка.  Уже сейчас 26 преподавателей университета ведут преподавание на английском языке; 13 преподавателей прошли дополнительное обучение английскому языку. В связи с планируемым в 2017 году увеличением количества иностранных студентов (1-2 курс до 400 чел.) курс на овладение английским языком среди преподавателей будет продолжен. 

С ориентацией на практику  

2016 год стал годом возрождения на новом уровне школ наставничества и мастерства, которые функционировали в вузе в 1980-е годы.  Идея получила поддержку учителей-профессоров вуза. Сегодня наставниками являются профессора Я.Н. Шойхет, А.Ф. Лазарев, А.И. Неймарк, Н.И. Фадеева, В.М. Брюханов, В.Б. Колядо, А.П. Момот, А.В. Федоров, Е.А. Распопова, В.Г. Лубянский, Г.Г. Ефремушкин, Л.Н. Тупикова, С.А. Ельчанинова, Е.Н. Воробьева, А.В. Брюханов, О.В. Орешака и другие. Двухуровневая система отработки мастерства  — «Наставничество» (4-5 курс) и «Школа мастерства» (выпускной курс) – ориентирована на выпуск профессионально подготовленных и готовых к практической работе медиков по актуальным для края специальностям «Хирургия», «Акушерство и гинекология», «Эндокринология», «Урология». Сегодня в «Школе мастерства» проходит подготовку 52 студента, половина из которых обучается по целевым договорам и останется работать в крае. 

   

Введены в строй

В 2016 году за счет внебюджетных средств продолжается улучшение материально-технической базы вуза. Одной из самых заметных вузовских строек стало восстановление спортивно-оздоровительного лагеря «Спарта», начатое в 2015 году силами студенческих строительных отрядов «Медик».  Значительная часть работ была завершена и студенческий дом начал функционировать.

Для кафедр приобретено медицинское оборудование на сумму более 10 млн. руб., проведен капитальный и текущий ремонт 15 кафедр, которые не ремонтировались.

Во всех учебных корпусах проведен капитальный ремонт столовых, установлены современные пароконвектоматы, обеспечена возможность приготовления блюд национальной кухни для обучающихся из Индии.

В связи с увеличением количества студентов, в вузе активно ведется ремонт действующих общежитий и введение в строй новых мест в общежитии №2.  В 2016 году заселены два этажа этого общежития на 200 мест, заканчивается ремонт еще одного этажа на 100 мест. Общий прирост жилого фонда составит 400 новых мест. 

Студенты – лицо вуза 

Без участия будущих медиков и провизоров из АГМУ не обходится ни одно значимое студенческое событие в крае, Сибири и в России. Среди самых резонансных  событий прошедшего года стали три первых места нашей делегации на V Всероссийском Фестивале спорта среди медицинских и фармацевтических вузов в Санкт-Петербурге; знамя победителя самой крупной Всероссийской студенческой стройки «Космодром “Восточный”, которое привез по итогам трудового сезона ССО «Товарищ»; X юбилейный Фестиваль национальных культур с участием 10 студенческих команд-представителей разных стран мира; первый краевой слет волонтеров-медиков Алтайского края.  

 

Шествие памяти «Дорогой милосердия» в День Победы 9 мая уже стало традиционным в программе праздничных торжеств, и с каждым годом оно становится все масштабней (в 2016 году в нем приняли участие более 1000 студентов).

Администрация вуза поддерживает студенческие инициативы, а также заботится о материальной поддержке будущих медиков дополнительно к академическим и другим видам государственных стипендий. Уже третий год действует Благотворительный фонд «Помоги студенту» для оказания помощи студентам в сложной жизненной ситуации. Это единственный фонд среди вузов России, который за счет добровольных пожертвований преподавателей, сотрудников, выпускников и самих студентов оказывает материальную поддержку и другую социальную помощь. По итогам 2015-2016 учебного года в Фонд было перечислено 1 250 000 рублей. Материальную поддержку в течение учебного года получили 122 студента, размер помощи каждому составил от 3,5 до 11,5 тысяч рублей. Помощь была оказана и матерям-одиночкам, сиротам, инвалидам, студенческим семьям, в которых в 2016 году родилось 42 ребенка.

Кроме того, вуз заключил соглашения о «целевых» стипендиях с компаниями «Р-Фарм», «РОСГОССТРАХ». 18 лучших студентов фармацевтического, педиатрического и лечебного факультетов получают от компании «Р-Фарм» ежемесячную прибавку к стипендии в размере 10 тыс. руб. 

Научная деятельность  

В 2016 году в медицинском университете появились два новых научных центра: научно-исследовательский центр фундаментальной медицины и научно-практический центр профилактической медицины.

Созданные организационные структуры позволяют эффективно координировать деятельность нескольких лабораторий университета для решения комплексных междисциплинарных задач.

В университете создана новая организационная структура научно-исследовательской базы, включающая Кластерный научный центр, в который входят:

- Центр медико-биологических исследований;

- Институт гигиены труда и промышленной экологии;

- Центр клинических исследований;

- виварий.

В составе Центра медико-биологических исследований начали функционировать 3 лаборатории общей площадью 200 м2, которые разместились в трех лабораторных корпусах. Проведен ремонт лаборатории биомедицины, отвечающий государственным аккредитационным требованиям. Для лабораторий центра было приобретено современное оборудование на сумму более 3 млн руб.

Более активно начала реализовываться грантовая политика. Так, победы в крупных грантовых программах привлекли в университет финансирование из Российского фонда фундаментальных исследований в размере более чем 5 миллионов рублей. Участие вуза в трехстороннем образовательном гранте РОСНАНО совместно с техническим университетом обеспечило привлечение инвестиций в вуз на общую сумму в 8,5 миллионов рублей, которые направлены на материальные выплаты сотрудникам и развитие материально-технической базы.

Одним из механизмов стимулирования научной деятельности стал грант ректора. В течение 2016 года в экспертный совет конкурса на грант ректора были поданы заявки на финансирование 37 новых научных проектов, 5 из которых стали победителями. При этом более 80% соискателей гранта — молодые ученые в возрасте до 30 лет.

Наукометрические показатели вуза отражают активность научно-исследовательской работы отдельных ученых и образовательной организации в целом.  Особенно показательным в этом отношении является индекс Хирша университета, который составляет 55, что является вторым показателем в рейтинге всех университетов Алтайского края. Прирост показателя индекса Хирша за 2016 год составил 41%.

В апреле 2017 года планируется издание первого номера журнала «Бюллетень медицинской науки», который будет выходить под эгидой АГМУ на русском и английском языках. Журнал обеспечит необходимое и достаточное качество публикаций для защиты диссертаций аспирантами и преподавателями вуза, будет способствовать развитию внутрироссийского и международного научного сотрудничества АГМУ. 

Кадровое обеспечение вуза  

Сегодня в вузе преподают 554 педагогов, из которых 425 человек имеют ученую степень докторов (116 человек) и кандидатов наук (309).

Стабильно высоким остается уровень остепенённости среди них — 76,7%, а средний возраст — 48 лет. При этом «помолодели» заведующие кафедрами, чей средний возраст уменьшился с 63,1 до 55,5 лет. На ряде кафедр заведующими стали доктора наук в возрасте до 50 лет.

В своем большинстве профессорско-преподавательский состав вуза – это его выпускники. Подготовка кадров высшей квалификации в вузе проводится в очной и заочной аспирантуре по направлениям подготовки «Клиническая медицина», «Фундаментальная медицина», «Фармация» и «Науки о сохранении и укреплении здоровья». В ней обучается 76 аспирантов, 57 из них за счет федерального бюджета, 19 — на коммерческой основе. Это резерв молодых преподавателей вуза. Для пополнения профессорско-преподвательского состава собственными кадрами необходимо повысить до 50% количество аспирантов, защищающих диссертации по окончанию обучения в аспирантуре или в течение одного года с момента ее окончания. 

Симуляционный центр для образования и здравоохранения   

Открытый в 2016 году симуляционный центр АГМУ стал неотъемлемой частью учебного процесса, профориентации и дополнительного последипломного образования.  В 2016 году 88 выпускников специальностей «Стоматология» и «Фармация» прошли первичную аккредитацию в собственном симуляционном центре. Кроме того, обучение по оказанию первой доврачебной помощи в  центре прошли 1227 человек (сотрудники МЧС, МВД, учителя, школьники); для 500 школьников были проведены экскурсии.

 

В этом году симуляционный центр откроет филиал в Алтайском краевом клиническом перинатальном центре «Дар», где будет размещено медицинское и симуляционное оборудование для специализированной подготовки студентов и врачей по специальностям «акушерство и гинекология», «неонатология», «педиатрия». 

Рост бюджета – рост расходов  

Ключевым показателем жизнеспособности современного вуза является размер бюджета. Консолидированный бюджет 2016 года по состоянию на 31 декабря 2016 года составил 915 млн. руб. При этом средства федерального бюджета составили 58% и средства от приносящей доход деятельности университета 42%.

Объём внебюджетных средств возрос на 50%. Увеличение объема внебюджетных средств произошло, в том числе, за счет увеличения количества обучающихся из РФ и дальнего зарубежья и слушателей подготовительных курсов. Кроме того, свой вклад в бюджет внесли такие направления как «Медицина» (на 16,2 млн. руб. за счет расширения спектра медицинских услуг, в том числе, по программе ОМС и открытия «Профессорской клиники») и «Наука» (на 2,2 млн. руб. за счет привлечения средств по грантам Российского фонда фундаментальных исследований и тематических договоров).

Пополнение бюджета за счет собственных средств позволили увеличить расходы на оплату труда с начислениями (за три последних года они увеличились на 14%), на содержание и улучшение материально-технической базы университета на 12 млн. руб. (56 млн. руб. в 2016 году против 44 млн. руб. в 2015 году). Достигнутые результаты сделаи возможным повышение основных окладов всем сотрудникам вуза с 1 апреля 2017 года до 10%.

Предстоит сделать

В своем выступлении ректор уделил внимание тем основным направлениям перспективного развития вуза, которые нуждаются в совершенствовании и прорыве. Они связаны со Стратегией развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года, предложенной Минздравом. В образовательном процессе – это прежде всего внедрение инновационных технологий и дистанционных форм обучения, расширение симуляционного обучения на клинических базах. В связи с дефицитом врачей в Алтайском крае планируется увеличить прием абитуриентов в 2017 году до 1000 человек по России и ближнему зарубежью.

Продолжится совершенствование сферы научной деятельности вуза: оптимизация подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре; получение государственного задания Минздрава на выполнение научно-исследовательских проектов на 2018-2019 годы; государственная аккредитация Центра медико-биологических исследований и Института гигиены труда и промышленной экологии; расширение сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики и другое.

Поэтапный переход от процедуры сертификации специалистов к аккредитации (согласно федеральному законодательству) потребовал от медуниверситета решения ряда задач в сфере последипломного образования. Предстоит внедрить дистанционное обучение в образовательный процесс ДПО и НМО, наладить обратную связь с обучающимися посредством различных интернет-сервисов для коррекции образовательных курсов; разработать и внедрить автоматизированную систему записи и регистрации на образовательные курсы ДПО и НМО. К последипломному образованию, по мнению ректора, должны активнее подключиться лучшие, наиболее оснащенные базы ЛПУ и ведущие специалисты практического здравоохранения края. 

В заключение ректор поблагодарил коллектив медицинского университета, особо выразил признательность  учителям за активное участие в жизни университета и готовность помочь и словом, и делом.  Он подчеркнул, что все достижения вуза – это результат совместной работы преподавателей, работников, обучающихся вуза, их сплоченности, поддержки и любви к университету и родному краю. 

На конференции своим видением развития вуза, достижениями структурных подразделений поделились ведущие ученые и преподаватели, представители обучающихся вуза. 

В вузе активно идут инновационные процессы (из выступления А.Ф. Лазарева, заведующего кафедрой онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики с курсом терапии, председателя комитета по здравоохранению и науки АКЗС): 

- Нормальное функционирование сегодня невозможно без интенсивного инновационного движения. Остановиться в развитии чревато смертью. Инновационные процессы очень активно идут в нашем вузе, причем одновременно по многим направлениям. Задача, поставленная перед вузом при его создании, — подготовить достаточное количество кадров для Алтайского края  —  остается актуальной и сегодня. Грош цена любому самому высокотехнологичному оборудованию, если не хватает кадров! Вуз нашел очень правильную форму, чтобы наполнить здравоохранение кадрами, и быстро включился в эту работу. Во-первых, широко развернул профориентацию, – это важное звено, если мы желаем получить хороших студентов и хороших врачей. Второе – сделал ставку на целевую подготовку, доля которой увеличивается год от года. Уверен, что все вузы края подхватят этот почин, потому что они должны быть интегрированы во все сферы деятельности региона. Лицо вуза – это его наука. В этом направлении тоже есть движение вперед. Пользуясь случаем, я всех призываю принять участие в том. чтобы быстро вывести  новый научный журнал  АГМУ «Вестник медицинской науки» на ваковский уровень. В науке нам есть что сказать! 

Олимпиады — способ вернуть выпускников в хирургию (из выступления А.И. Неймарка, заведующего кафедрой специализированной хирургии по урологии, офтальмологии и травматологии):

- Хотел бы отметить значение хирургических олимпиад  в вузе как для будущих специалистов, так и для здравоохранения.  Они крайне важны, потому что без мануальных навыков невозможна хирургия. Участники хирургических олимпиад – это студенты, которые уже заражены «вирусом» хирургии и из этой специальности никогда не уйдут. А для Алтайского края направление хирургии очень важно. В последнее время поток хирургов значительно уменьшился среди выпускников, и  олимпиады являются одним из способов вернуть их в хирургию. Большинство из них будет работать по этой специальности. В связи с этим строительство вивария, которое запланировано на 2018 год, имеет первостепенное значение. Работая с живыми тканями, будущий хирург получает уникальные навыки, которые не получит ни на одном симуляторе. 

Лечебный факультет стал международным (из выступления Г.Н. Бородиной, декана лечебного факультета, заведующей кафедрой анатомии):

- Мы рады, что за последний год лечебный факультет значительно вырос, только на 1-2  курсах у нас сегодня учится более 1000 студентов! На факультете обучаются студенты из 14 стран ближнего и дальнего. А с 2018 года к нам придут англоговорящие студенты. В связи с чем предстоит дальнейшее развитие материально-технической базы и расширение учебных площадей факультета. Отрадно, что в последнее  время  к нам стало больше поступать выпускников медицинских колледжей, потому что это изначально профессионально ориентированные студенты. Большим шагом для развития я считаю возрождение школ наставничества и мастерства по углубленному изучению пока четырех дисциплин, но мы будет распространять эти формы и на другие специальности. 

Билингвальное  обучение в университете – значительный шаг вперед (из выступления А.В. Семкиной, декана факультета иностранных студентов):

- Прошедший год стал годом рождения нового факультета иностранных студентов. Принимая на обучение иностранных студентов, медицинский университет идет в ногу со временем, выполняя и даже значительно опережая  задачи, стоящие перед высшим образованием. Билингвальное обучение сегодня – необходимая составляющая имиджа современного вуза. Поэтому открытие факультета иностранных студентов в АГМУ – событие значимое во всех смыслах. Я бы хотела поблагодарить ректора и своих коллег за ту скрупулезную работу, которая была проделана в сжатые сроки и позволила запустить этот непростой, но впечатляющий проект.  Сегодня на факультете учатся студенты из 6 стран и работает коллектив высококвалифицированных специалистов, создана кафедра русского языка как иностранного. Для работы есть все условия: новый пятиэтажный корпус,  необходимое оборудование, вегетарианская столовая. Несмотря на то, что факультету всего полгода, уже в скором времени нам предстоит открытие еще одной специальности — «фармация».  

Симуляционное обучение – необходимая ступень подготовки врача (из выступления О.В. Шишкиной, декана стоматологического факультета):

- Главное событие прошедшего года для нашего факультета и всего вуза – это запуск вузовского симуляционного центра и проведение первичной аккредитация выпускников стоматологического и фармацевтического факультетов. Эта аккредитация стала первым опытом подобного рода, который мы с честью прошли благодаря волевым решениям и слаженной работе всего коллектива. Успехи наших выпускников были отмечены на самом высоком уровне. Симуляционная подготовка — важный этап обучения будущих врачей, поэтому очень важно, что для нашего факультета были выделены более 500 квадратным метров для развития этого направления. 

На конференции выступил И.И. Шахматов, заведующий кафедрой нормальной физиологии, президент клуба ветеранов СО «Медик». Он рассказал об основных достижениях студентов АГМУ в общественной деятельности за отчётный период и напомнил коллегам о значении студенческих отрядов как проверенной кузницы кадров для практического здравоохранения и кафедр университета.  В связи с увеличением численности студентов, а следовательно, и количества ставок на кафедрах, университету потребуются новые кадры, и их нужно искать именно среди активистов стройотрядовского движения и других молодёжных общественных организаций вуза, уверен он.   

 

Студентов АГМУ представлял К.В. Лунев, председатель профсоюзной организации студентов, интернов и ординаторов. Лидер студенческого профкома подчеркнул, что благодаря волонтерским инициативам,  мощным стройотрядам, творческим и спортивным победам об  алтайских студентах-медиков знают сегодня во всей стране: «Все достижения стали возможны благодаря поддержке наших инициатив и являются результатом взаимодействия администрации вуза со студентами – такой курс развития мы поддерживаем».  

 

 

Конференция завершилась довыбрами в состав ученого совета на вакантные места. В ученый совет медуниверситета по результатам голосования вошли:  

Р.В. Толмачев, главный врач КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №3»;

Н.В. Карбышева, заведующая кафедрой инфекционных болезней и фтизиатрии;

В.И. Клинг, заведующая кафедрой иностранных языков с курсом латинского;

О.Н. Мазко, старший научный сотрудник Центра медико-биологических исследований.

 

Об итогах работы и перспективах развития Алтайского медуниверситета написали:

Газета «Алтайская правда»

Управление по связям с общественностью и издательской деятельности АГМУ

 


Количество просмотров: 1380.     Перейти в архив

Официальный сайт Алтайского государственного медицинского университета

Министерство здравоохранения Российской федерации      Министерство образования и науки Российской федерации